Аутизм это врожденная патология психического развития связанная с трудностями общения с окружающими. Это одно из самых загадочных заболеваний, аутисты зачастую обладают незаурядными способностями, но при этом не обладают элементарными навыками самообслуживания.
Симптоматика заболевания может отличаться в зависимости от возраста, вида аутизма, окружения и условий проживания больного.
Рассмотрим, как распознать аутизм, опираясь на симптоматику.
Основные причины заболевания аутизмом
Ученые до сих пор не могут назвать точные причины возникновения аутизма. Но в результате исследований специалисты выделяют несколько самых распространенных причин.
Недостаток питательных веществ в период внутриутробного развития может стать причиной развития аутизма. Гипоксия головного мозга считается главной причиной патологии.
Долгое время считалось, что аутизм передается по наследству, однако, клинические исследования не подтвердили эту теорию. Также не обнаружена взаимосвязь возникновения аутизма с проведением вакцинации.
Некоторые специалисты настаивают, что заболевание провоцирует нарушение гормональной сферы у мальчика. Аутизм у мальчиков встречается в несколько раз чаще, чем у девочек.
Аутизм: симптомы и проявления
В каком возрасте проявляется аутизм? Как правило, первые признаки этого заболевания проявляются до трехлетнего возраста. Заболевание может проявляться по-разному, поэтому каждый случай уникален. Однако есть общие симптомы, при наличии которых можно диагностировать аутизм.
Проявление симптомов аутизма отличается в зависимости от возраста пациента. Остановимся подробно на симптомах раннего и детского аутизма, а также на проявлении этой болезни у взрослых.
Рассмотрим общие симптомы аутизма:
- при общении с людьми, у аутистов могут наблюдаться некоторые привычки, несвойственные здоровым людям, которые сразу заметны окружающим. Больные при общении могут пристально смотреть в глаза, принимать необычное положение или выражение лица;
- больным людям трудно развивать дружеские отношения с ровесниками;
- больные аутизмом не интересуются переживаниями, достижениями других людей;
- неспособность сопереживать;
- ребенок позже начинает говорить, а в некоторых случаях и вовсе не разговаривает;
- частое повторение одной и той же фразы;
- трудности во взаимопонимании при разговоре с собеседником;
- ограниченность интересов и концентрация внимания на отдельных деталях;
- стереотипное мышление может проявляться в повторении жестов, например, хлопанье в ладоши, раскачивание тела из стороны в сторону;
- необходимость соблюдать определенный режим в повседневной жизни и питании. К примеру, аутисты могут съесть хлеб до основного блюда, и никак иначе. Маршрут прогулок, как правило, один и тот же;
- нарушения сна.
Симптомы аутизма у детей до 2 лет
Первые признаки болезни раннего детского аутизма проявляются уже в первый год жизни. Поведение такого ребёнка значительно отличается от поведения сверстников.
Отмечаются и другие симптомы:
- при общении с родителями ребенок не смотрит в глаза;
- агрессивность по отношению к другим детям;
- не наблюдается привязанность к матери;
- ребенок может неадекватно реагировать на внешние раздражители;
- практически не улыбается;
- интерес только к одной игрушке, или к отдельной ее части;
- задержка развития речи. Ребенок к году не гулит, к полутора годам не произносит простейшие слова, к 2 годам не говорит простейшие фразы.
Следует отметить, что эти признаки могут относиться и к другим заболеваниям, но однозначно должны вызывать беспокойство у родителей.
Дети от 2 до 11 лет
Признаки аутизма у детей старшего возраста:
- говорит несколько слов, или не разговаривает совсем;
- возникает интерес к определенным наукам. Это может быть математика, музыка или живопись;
- ребенок повторяет одно и то же слово или фразу, беседу не поддерживает;
- трудности с освоением новых навыков. Школьники с большим трудом осваивают письмо и чтение;
- стереотипное мышление с повторяющимися ежедневно действиями. Смена привычной обстановки вызывает у ребенка беспокойство.
Дети после 11 лет
У подростков появляются специфические признаки заболевания. Это связано с периодом полового созревания, когда под влиянием гормонов происходит перестройка всех органов, в том числе и головного мозга.
Если до этого ребенок был замкнут и молчалив, то в подростковом возрасте эти признаки усиливаются. Депрессивные и тревожные состояния, агрессия, приступы эпилепсии и много других признаков аутизма приводят к тому, что ребенок становится неконтролируемым.
Аутист рьяно защищает свои увлечения, не реагирует на советы и просьбы других людей. Могут выполнять действия, опасные для окружающих, поэтому подростков, страдающих аутизмом, постоянно должны контролировать близкие.
Лёгкая форма
Диагностировать легкую форму аутизма достаточно сложно, слишком тонкая грань между состоянием здорового человека и аутиста. Все же есть симптомы, которые могут указывать на наличие данного заболевания.
К признакам легкой степени аутизма относятся:
- ранимость;
- при возникновении даже небольших трудностей, ребенок прекращает общение;
- ярко выраженная мимика;
- способность смотреть в глаза собеседнику;
- речь ребенка замедлена;
- контактирует с другими только в присутствии родителей;
- трудно переносят расставание с родными.
Симптомы болезни у взрослых
У взрослых симптомы аутизма отличаются в зависимости от степени тяжести заболевания, социального статуса и индивидуальности.
Основные симптомы:
- неспособность к проявлению чувств и эмоций;
- во время разговора может не смотреть в глаза, или напротив, пристально наблюдать за собеседником;
- чрезмерная привязанность к предметам, местам или привычкам. Любые перемены могут вызвать испуг;
- отсутствие способности осознавать особенности своего поведения;
- монотонная речь;
- маленький словарный запас;
- тревожные состояния из-за перемен в жизни.
Диагностика аутизма
Наличие симптомов требует немедленного обращения к специалисту. Для постановки правильного диагноза назначается специальная комиссия, в составе: психиатра, лечащего врача, невропатолога и других специалистов.
На комиссию приглашают родителей, учителя или воспитателя ребенка. Они смогут предоставить более точную информацию о том, как проявляются те, или иные симптомы.
Диагностика аутизма предполагает необходимость определения особенностей, которые отличают аутизм от других психических и генетических заболеваний.
Классификация
На сегодняшний день общепринята Международная классификация заболеваний 10-го пересмотра ВОЗ.
Классификация аутизма выделяет четыре вида заболевания:
- Синдром Аспергера – у больных слабо развита логика. Они практически не общаются с окружающими.
- Атипичный аутизм – этой формой заболевания страдают взрослые люди. При этом виде аутизма серьезно поражается головной мозг. У больного нарушена речь и координация движений. Больной подолгу может смотреть в одну точку.
- Синдром Каннера – человек полностью изолирован от окружающих, и живет в своем мире. Речь практически неразвита.
- Синдром Ретта – первые признаки проявляются на 7-8 месяце жизни. Речь либо отсутствует полностью, либо развита слабо. Этот вид аутизма труднее всего поддается корректировке. Заболеванием страдают только девочки.
Аутизм не поддается лечению, однако, психологи и специалисты считают, что такие больные могут вести полноценный образ жизни. Специальные мероприятия, уход за больным, диеты – все это поможет в социальной адаптации больного аутизмом.
Аутизм у детей
Ранний детский аутизм, или РДА, называют синдромом Лео Каннера. Это заболевание в 5 раз чаще встречается у мальчиков. В среднем тяжелым психическим расстройством страдает каждый тысячный ребенок.
Дети, заболевшие тяжелой формой аутизма, игнорируют даже самых близких людей. Такая ослабленная эмоциональная реакция называется «аффективной блокадой». Родители могут наблюдать у малыша заторможенность, сниженную реакцию на слуховые и зрительные раздражители.
Причины развития РДА
Факторы, способствующие возникновению заболевания
Нарушение психического состояния ребенка может быть спровоцировано объективными факторами, например:
- генными нарушениями у родителей или плода;
- органическими поражениями ЦНС (аномальным развитием отделов мозга, энцефалитом);
- гормональной дисфункцией;
- ртутным отравлением, которое может произойти в результате нарушения правил вакцинации;
- бактериальной инфекцией;
- злоупотреблением антибиотиками;
- вирусным заражением;
- химическим воздействием на организм матери во время беременности;
- развитием патологий в период вынашивания плода матерью в связи с перенесенной вирусной инфекцией (ветрянкой, краснухой или корью);
- шизофренией.
Патогенез синдрома Лео Каннера
В число первичных причин болезни медики включают повышенную эмоциональную чувствительность малыша. Ребенок, который имеет невысокий энергетический потенциал, под влиянием вторичного фактора может демонстрировать признаки психического расстройства.
Среди вторичных причин развития следует отметить желание сбежать от проблем окружающего мира, стремление избавиться от внешних воздействий, появление сверхценных интересов и формирование устойчивых стереотипов.
Наследственность играет ключевую роль в процессе формирования аутизма. Существует теория, согласно которой аутичный ребенок может родиться в семье с любым материальным достатком и психологическим климатом.
Основные признаки детского аутизма
Симптомы аутизма могут проявляться в виде поведенческих и физиологических нарушений.
Поведенческие аутические проявления
Внешние признаки аутизма выражаются в разных формах в зависимости от возраста больного.
Поведение детей до 6 месяцев
Новорожденные дети в возрасте до 6 месяцев могут страдать от психического нарушения, о чем будет свидетельствовать:
- постоянная пассивность – ребенок практически не плачет, совершает минимальные движения, не заинтересован в познании окружающего мира;
- чрезмерная активность – проявление нервозности, постоянный плач;
- отказ от зрительного контакта с людьми, отсутствие концентрации взгляда на лицах или окружающих предметах;
- непроявление реакции на голос родителей;
- уклонение от прикосновений матери и отца;
- отказ от материнского молока;
- отставание в развитии;
- ускоренный рост черепа.
Поведение детей до 11 лет
Дети в возрасте от 2 до 11 лет способны демонстрировать:
- отсутствие реакции на собственное имя;
- желание играть в одиночестве;
- отсутствие стремления к общению;
- отказ от зрительного контакта с собеседником;
- нежелание беседовать с окружающими людьми;
- ограниченная заинтересованность в конкретном виде деятельности (музыкальное течение, направление изобразительного искусства или математические способности);
- систематическое повторение одного жеста, звука или слова;
- паника при смене привычной обстановки;
- сложности при обучении, приобретении новых практических навыков (аутичному ребенку тяжелее научиться писать и читать).
Поведение детей после 11 лет
На пороге наступления подросткового возраста симптоматика больных аутизмом обогащается следующими признаками:
- депрессивное состояние с агрессивными проявлениями;
- отрицание потребности в налаживании контактов с окружающими;
- склонность к совершению повторяющихся действий;
- однообразие интересов;
- отрицательное отношение к любым переменам;
- речевые нарушения;
- общение с невидимыми собеседниками;
- повышенная нервозность, тревожность и возбудимость;
- наличие патологических страхов;
- склонность к формированию ритуалов;
- повышенная привязанность к некоторым предметам.
Стереотипия поведения аутичного малыша
Больные дети склонны к совершению непроизвольных действий. Неосознанные движения совершаются ими систематически. Ребенок не может контролировать такие проявления как:
- движения. Двигательная активность выражается в виде прыжков, раскачивания туловища или махания руками. Некоторые больные склонны к бегу на цыпочках по кругу. Известно, что усиление двигательных стереотипов происходит в периоды крайнего утомления или возбуждения организма. Активность может сменяться заторможенностью, во время которой ребенок способен застывать в неудобной позе;
- речь. Типичным признаком аутичного ребенка является бесконтрольное повторение фраз или слов других людей. Больным свойственна неестественная разговорная речь, состоящая из штампов. Дети неверно используют личные местоимения. Говоря о себе, аутичные пациенты применяют слова «она», «он», «ты»;
- пространственные стереотипы. Возможны трудности с внешней ориентацией, сложности при необходимости скопировать чужие движения во время занятий по физической культуре;
- социальные стереотипы. Дети с РДА избирательны в контактах, они испытывают явный дискомфорт в присутствии незнакомых людей;
- игровые стереотипы. Страдающие от синдрома Лео Каннера малыши могут играть с необычными предметами. Игрушкой аутичного ребенка может стать провод, электроника и бытовая техника, предмет интерьера, а также обувь и одежда. Пациенты с психическим расстройством не заинтересованы с традиционных детских играх, в просмотре развлекательных мультфильмов и кинокартин.
Физиологические аутические проявления
Болезнь имеет ряд физиологических симптомов, а именно:
- судороги;
- слабая иммунная система;
- избыточное или притупленное сенсорное восприятие;
- синдром раздраженного кишечника;
- хронические желудочно-кишечные патологии;
- нарушение работы поджелудочной железы.
Ранний детский аутизм может протекать в различной степени тяжести. Разновидности болезни отличаются друг от друга способом отделения ребенка от действительности.
1 тип
Больной полностью отрешен от происходящего во внешнем мире. Он чувствует дискомфорт при общении с посторонними, не проявляет социальной активности, не демонстрирует ответные реакции на раздражители и не показывает свои эмоции.
Для обеспечения полного отказа от контактов пациент может игнорировать неблагоприятные условия жизнедеятельности. Чтобы избавить себя от общения с окружающими, дети с пораженной психикой терпят голод, не придают значения опасности. Ребенок с аутизмом 1-го типа не адаптирован к самостоятельной жизни.
2 тип
Активное отвержение внешнего мира. Пациент не отрешен от окружающих, но крайне избирателен в выборе контактов. Зачастую единственными проводниками для связи с окружающей действительностью для ребенка являются родители.
Аутичный малыш выбирает для себя только конкретные виды пищи, может испытывать нездоровую привязанность к вещам, предметам одежды. Ребенок боится перемен. При усилении тревожности отмечает рост агрессивности, появление двигательных и речевых стереотипов. Больной имеет пониженный уровень приспособленности к жизни.
3 тип
Интересы ребенка сосредоточены на ограниченных сферах деятельности. Пациент временно увлекается определенной областью знаний или искусства, разговаривает только о своих интересах, регулярно воспроизводит одинаковые действия или слова.
Увлечения имеют цикличный характер, то есть постоянно сменяют друг друга. Больной не углубляет своих познаний о предмете заинтересованности, не занимается исследовательской работой.
Аутичные дети отличаются мрачностью и периодической агрессивностью. Они имеют средний показатель адаптации к жизни и взаимодействию с внешней средой.
4 тип
Ребенок испытывает сложности при взаимоотношениях с окружающими ввиду сниженной самооценки и ранимости. Он избегает новых контактов, чтобы оградить себя от критики. Такие больные имеют самые высокий процент приспособленности к жизни, они могут самостоятельно справляться с основными бытовыми и социальными задачами, легко поддаются лечению.
Диагнотика аутизма
Изучая информацию по вопросу, аутизм — что это за болезнь, родители должны помнить, что непринятие срочных мер по излечению детской психики может пагубно отразиться на развитии ребенка.
Аутизм может быть одним из последствий тяжелого поражения головного мозга. Именно потому при обнаружении первых признаков расстройства аутичные дети должны пройти комплексное обследование.
Когда ребенку нужно пройти обследование
Основанием для обращения к специалисту служит наличие у малыша таких тревожных признаков как:
- повторяющееся (стереотипное) поведение;
- сложности в социальном взаимодействии;
- нарушения коммуникации с внешней средой.
Какие врачи подтверждают заболевание РДА
Для подтверждения диагноза пациенту потребуется пройти обследование у следующих врачей:
- педиатр;
- психиатр;
- невролог;
- психолог.
Способы выявления нарушения психики
Диагностика аутизма заключается в наблюдении за поведением пациента, сборе анамнеза жизни ребенка и проведении ряда психологических тестов. Родители вносят данные в опросник, где описывают обычное поведение своего ребенка.
На основании собранной информации специалист оценивает психическое состояние ребенка и проводит дифференцированную диагностику.
Осуществляется углубленное медико-психологическое исследование состояния ребенка.
Врач изучает динамику развития пациента, знакомится с его коммуникативными возможностями, границами познавательной деятельности и эмоционально-волевыми чертами, а также уровнем работоспособности.
Лечение детского аутизма
Аутизм у детей требует продолжительного комплексного лечения. В число основных принципов медицинской помощи после выявления РДА входит:
- участие родителей, воспитателей и педагогов в оказании психологической помощи ребенку;
- терпеливое, внимательное и деликатное отношение к больному;
- планирование ежедневного распорядка пациента;
- отказ от повышенных требований к ребенку;
- обучение больного основным социально-бытовым навыкам;
- сохранения привычной обстановки жизни пациента;
- общение родителей пациентов с аутизмом, групповое обсуждение положительного опыта лечения;
- периодический отдых от лечения для сохранения психической стабильности малыша.
Медикаментозное лечение
Детский аутизм лечится с применением нейролептиков и психостимуляторов для устранения отдельных симптомов, например, повышенной агрессивности или депрессивных проявлений. С целью борьбы с дисбактериозом больному назначают курс пробиотиков. Восполнить запасы минералов, витаминов и аминокислот помогут лекарственные комплексы, содержащие:
- жирные кислоты Омега-3;
- витамины B6 и B12, C и E;
- фолиевую и липоевую кислоты;
- молибден, марганец, магний, кальций и селен.
Ферментные препараты применяются для нормализации пищеварительных процессов и восстановления обмена веществ. Иммуностимулирующая терапия оказывает вспомогательное действие и ограждает ослабленный детский организм от проникновения инфекции.
Рефлексотерапия
Логопеды и дефектологи проводят с больными индивидуальные занятия для:
- активации работы лобных долей головного мозга;
- повышения работоспособности речевых зон;
- развития областей мозга, отвечающих за познавательные процессы;
- ограничения активности срединно-стволовых структур, ответственных за повышенную возбудимость, возникновение тревог и страхов;
- снижения внутричерепного давления, что поможет восстановить сон и избавиться от головных болей.
Диетическое питание
Рацион пациентов должен отвечать следующим требованиям:
- исключение красителей и консервантов, казеина и глютена, дрожжевой пищи;
- увеличение процента белковой пищи и продуктов, богатых клетчаткой.
Профилактика
Для сокращения риска развития аутизма родителям нужно придерживаться следующих правил:
- производить грудное вскармливание, не заменяя его искусственными смесями;
- следить за качеством косметических и гигиенических средств во время беременности и лактации;
- в период вынашивания плода избегать употребления продуктов с ГМО;
- постоянно находиться рядом с младенцем;
- давать ребенку только очищенную питьевую воду;
- обогащать питание натуральными витаминными добавками;
- не пропускать вакцинацию;
- исключать из детского рациона продукты, на которые развилась пищевая непереносимость;
- для кормления ребенка использовать посуду из высококачественных материалов.
Аутизм — это не приговор
Аутизм — это психическое заболевание, которое диагностируют в детстве, и оно остаётся с человеком на всю жизнь. Причиной служит нарушение развития и функционирования нервной системы.
Учёные и врачи выделяют следующие причины возникновения аутизма:
- генетические проблемы;
- черепно-мозговая травма при рождении;
- инфекционные заболевания как матери во время беременности, так и новорожденного.
Аутистов-детей можно отличить среди их ровесников. Они всё время хотят оставаться одни и не идут играть в песочницы к другим (или играть в прятки в школе). Таким образом, они стремятся к социальному одиночеству (им так комфортнее). Также заметно нарушение проявления эмоций.
Если делить людей на экстравертов и интровертов, то аутист-ребёнок — яркий представитель последней группы. Он всегда находится в своём внутреннем мире, не обращает внимания на других людей и всё, что происходит вокруг.
Нужно помнить, что у многих детей могут проявляться признаки и симптомы этого заболевания, но выраженные в большей или меньшей степени. Таким образом, существует спектр аутизма. Например, есть дети, которые могут крепко дружить с кем-то одним и при этом полностью быть неспособны контактировать с другими.
Если говорить про аутизм у взрослых, то признаки будут отличаться между мужским и женским полом. Мужчины полностью погружаются в своё хобби. Очень часто начинают что-то коллекционировать. Если начинают ходить на обычную работу, то занимают одну и ту же должность на протяжении многих лет.
Признаки заболевания у женщин тоже весьма примечательны. Они следуют шаблонному поведению, которое приписывают представительницам их пола. Поэтому выявить женщин-аутистов очень сложно неподготовленному человеку (нужен взгляд опытного психиатра). Также они могут часто страдать от депрессивных расстройств.
При аутизме у взрослого, признаком также будет выступать частое повторение каких-то действий или слов. Это входит в определённый личный ритуал, который человек выполняет каждый день, а то и по несколько раз.
Кто такой аутист (признаки и симптомы)
Поставить такой диагноз у ребёнка сразу после рождения – невозможно. Поскольку, даже если есть какие-то отклонения, то они могут быть признаками и других заболеваний.
Поэтому родители обычно ждут возраста, когда их чадо станет более социально активным (как минимум до трех лет). Вот когда ребенок начнёт взаимодействовать с другими детьми в песочнице, показывать своё «Я» и характер — тогда уже его ведут на диагностику к специалистам.
Аутизм у детей имеет признаки, которые можно разделить на 3 основные группы:
- Нарушение коммуникации:
- Если зовут ребёнка по имени, а он не откликается.
- Не любит, когда его обнимают.
- Не может держать зрительный контакт с собеседником: отводит глаза, прячет их.
- Не улыбается тому, кто с ним говорит.
- Отсутствует мимика и жесты.
- Во время разговора повторяет слова и звуки.
- Эмоции и восприятие мира:
- Часто ведет себя агрессивно, даже в спокойных ситуациях.
- Может быть нарушено восприятие собственного тела. Например, кажется, что это не его рука.
- Порог общей чувствительности завышен или занижен от нормы обычного человека.
- Внимание ребёнка сосредоточено на одном анализаторе (зрительном/слуховом/тактильном/вкусовом). Поэтому он может рисовать динозавров и не слышать, что ему говорят стоящие рядом родители. Даже не повернёт голову.
- Нарушение поведения и социальных умений:
- Аутисты не заводят друзей. Но при этом могут сильно привязаться к одному человеку, даже если между ними не установлен тесный контакт или теплые отношения. Или это может быть даже не человек, а домашний питомец.
- Нет эмпатии (что это такое?), ибо они просто не понимают, что чувствуют другие люди.
- Не сопереживают (причина кроется в предыдущем пункте).
- Не рассказывают о своих проблемах.
- Присутствуют ритуалы: повторение одних и тех же действий. Например, моют руки каждый раз, как взяли игрушку.
- Зацикливаются на одних предметах: рисуют только красным фломастером, надевают только похожие футболки, смотрят одну передачу.
Кто ставит диагноз, что у ребенка аутизм
Когда к специалисту приходят родители, врач расспрашивает о том, как развивался и вёл себя ребёнок, чтобы выявить симптомы аутизма. Как правило, ему говорят, что с самого рождения чадо было не такое, как все ровесники:
- капризничал на руках, не хотел сидеть;
- не любил, когда его обнимали;
- не проявлял эмоций, когда мама ему улыбалась;
- возможна задержка речи.
Родственники часто пытаются разобраться: это признаки данной болезни, или ребёнок родился глухим, слепым. Поэтому, аутизм это или нет, определяется тремя врачами: педиатр, невролог, психиатр. Для уточнения состояния анализатором обращаются к ЛОР-врачу.
Тест на аутизм проводится с помощью опросников. Они определяют развитие мышления ребёнка, эмоциональную сферу. Но самым главным является непринуждённая беседа с маленьким пациентом, во время которого специалист пытается установить зрительный контакт, обращает внимание на мимику и жесты, модель поведения.
Специалист диагностирует спектр аутистического расстройства. Например, это может быть синдром Аспергера или Каннера. Также важно отличить это заболевание от шизофрении (если перед врачом подросток), олигофрении. Для этого может понадобиться МРТ головного мозга, электроэнцефалограмма.
Есть ли надежда на исцеление
После постановления диагноза, врач рассказывает родителям в первую очередь что такое аутизм.
Родители должны знать с чем имеют дело, и что заболевание нельзя вылечить полностью. Но можно заниматься с ребёнком и ослабить симптоматику. При значительных усилиях можно добиться отличного результата.
Начинать лечение нужно с контакта. Родители должны по мере возможного наладить доверительные отношения с аутистом. Также обеспечить условия, в которых ребёнок будет комфортно себя чувствовать. Чтобы негативные факторы (ссоры, крики) не влияли на психику.
Нужно развивать мышление и внимание. Для этого отлично подойдут логические игры и головоломки. Дети-аутисты также их любят, как и все. Когда ребёнок заинтересовался каким-то объектом, расскажите о нём больше, дайте потрогать в руках.
Просмотр мультфильмов и чтение книг – это хороший способ объяснить, почему так действуют персонажи, что они делают и с чем сталкиваются. Время от времени нужно задавать подобные вопросы чаду, чтобы он сам размышлял.
Важно научить справляться со вспышками гнева и агрессии и с ситуациями в жизни вообще. Также объяснить, как строить дружеские отношения с ровесниками.
Специализированные школы и ассоциации – место, где люди не будут удивлённо спрашивать: что с ребенком? Там работают профессионалы, которые предоставят самые различные методики и игры, чтобы помогать развивать детей-аутистов.
Совместными усилиями можно достигнуть высокого уровня адаптации к социуму и внутреннему спокойствию ребёнка.
Аутизм
Аутизм является такого типа врожденным заболеванием, основные проявления которого сводятся к возникновению у ребенка трудностей в попытках общения с окружающими его людьми.
Аутизм, симптомы которого также заключаются в неспособности выражения собственных эмоций и в неспособности их понимания по отношению к другим людям, сопровождается затруднениями разговорной речи и в некоторых случаях снижением интеллектуальных способностей.
Общее описание
Актуальное при этой болезни расстройство возникает по причине невозможности слаженной работы различных частей мозга.
У большинства людей которым поставлен диагноз аутизм всегда будут присутствовать проблемы, связанные с организацией адекватных взаимоотношений с окружающими людьми.
Между тем, диагностирование аутизма в пределах ранней стадии его проявления у больного, а также последующее лечение – все это позволяет все большему количеству людей постепенно реализовать собственный потенциал.
Заболевание располагает тенденцией к появлению его в определенного типа семьях, на основании чего имеется предположение о возможном наследовании аутизма. На данный момент проводится изучение вопроса, касающегося выявления конкретных генов, отвечающих за наследование этого заболевания.
В обществе имеется предположение, что к аутизму может привести вакцинация детей, в частности, используемая в прививках от свинки, краснухи и кори. Однако подтверждения этому факту нет, что проверялось в рамках некоторых исследований. Более того, крайне важно, чтобы все требуемые виды прививок были сделаны ребенку.
Итак, что собой представляет аутизм? Симптомы этого заболевания, как мы уже отметили, проявляются у детей (это врожденное заболевание) в возрасте до трех лет.
Как правило, родители начинают замечать, что ребенок несколько отстает в развитии, что проявляется в его неумении говорить и вести себя так, как это характерно для детей в его возрасте.
Возможен и такой вариант развития, при котором ребенок все-таки начинает говорить в возрасте его сверстников, однако со временем приобретенные навыки постепенно утрачиваются.
Ребенок отстает в развитии, причем нередко вообще не говорит ничего, от этого может создаваться впечатление о его глухоте. При проверке слуха подтверждается отсутствие такого рода отклонения.
Также при аутизме больной использует избыточное повторение, касающееся определенной модели поведения, игр и интересов. К примеру, это могут быть повторения покачивания тела либо необъяснимая привязанность по отношению к некоторым предметам.
Особенное расстройство вызывает необходимость изменения привычной в этом случае рутины.
Следует заметить, что «типичного» поведения у больных аутизмам не существует, а потому обобщение и создание единого образа больного для всех случаев является невозможным.
Люди с аутизмом могут вести себя по-разному, что определяет конкретная форма этого заболевания в каждом из случаев.
Также родители больных аутизмом детей выделяют такую их особенность, как избегание ими зрительного контакта, а также предпочтение играм в одиночку.
Интеллектуальное развитие, которое в определенной степени изменено из-за аутизма, по этой причине соответствует в большинстве случаев показателям ниже среднего.
Зачастую, в подростковом возрасте, дети впадают в депрессию, сильно переживая это, в особенности, если их интеллект определяется как средний или соответствует показателям выше среднего. Также некоторые дети в этот период сталкиваются с проявлениями в виде припадков, в частности, эпилептических.
Напомним, что эпилепсия является таким расстройством в работе нервной системы, при котором возникает ненормальная и крайне интенсивная мозговая электрическая активность, что и приводит к самому припадку. Развиться эпилепсия может в результате повреждений мозга, инфекций или опухолей, однако, в большинстве своем причин, как таковых, нет.
Часто больные данное состояние «перерастают», после чего припадков более не появляется. В других случаях возможен контроль над припадками, что осуществляется за счет использования специальных медпрепаратов. Если медикаментозное лечение не определяет эффективного результата для больного, то может быть применено уже хирургическое вмешательство.
Возвращаясь к вопросу, касающемуся того, кто в большей мере подвержен аутизму, отметим, прежде всего, статистику, которая указывает на то, что из 1000 детей на 1 ребенка приходится этот диагноз, причем это общая цифра, которая, к сожалению, может варьироваться и в больших пределах.
Вероятным является то, что наследственная передача заболевания происходит в рамках конкретных семей. Кроме того, если у семейной пары один ребенок страдает от рассматриваемого заболевания, то и второй ребенок, скорее всего, будет страдать от аутизма. Если один из родителей болен этим заболеванием, риск, соответственно, также повышается.
Дополнительно отметим, что риск развития аутизма в четыре раза выше для мальчиков, чем для девочек.
Достоверно известно отсутствие связи аутизма с непониманием либо с плохими взаимоотношениями в семье, то есть, ни родители ребенка, ни он сам в возникновении заболевания не виноваты. Помимо отсутствия такой связи и связи с вакциной, опровергается и связь с питанием, соответственно, неправильное питание не может являться причиной возникновения аутизма.
Предполагается, что наиболее вероятными являются комбинированные факторы воздействия, при которых сочетаются генетические факторы и факторы неблагоприятного внешнего воздействия (инфекционные заболевания при беременности, токсическое воздействие при беременности, родовые осложнения и пр.).
Аутизм является одной из разновидностей психологических нарушений общего типа, его также определяют как аутистическое расстройство.
Симптомы, которыми характеризуется аутизм, могут быть спутаны с различными видами существующих психологических нарушений, к примеру, нередко отмечается совпадение аутизма и синдрома Аспергера.
Установка диагноза синдром Аспергера производится при наличии общих с аутизмом черт, но при отсутствии общности с критериями, аутизму присущими. Помимо этого, на аутизм могут быть похожи и другие заболевания.
На сегодняшний день в результате проводимых исследований можно утверждать, что выявление аутизма происходит значительно чаще, чем это происходило ранее. К примеру, раньше некоторым детям ставился диагноз «слабоумие», теперь же, в случае актуальных для тех ситуаций отклонений, диагноз определяется как «аутизм».
Аутизм: симптомы
Учитывая разницу проявлений заболевания у больных, каждый случай этого заболевания является уникальным. Несмотря на это, определенные обобщающие черты все-таки существуют, за счет чего и можно предполагать актуальность аутизма.
В зависимости от возраста признаки этого заболевания проявляются по-своему, потому имеет смысл остановиться на каждой возрастной категории в отдельности.
В частности рассмотрим ранний аутизм и его симптомы, детский аутизм и его симптомы, а также аутизм у взрослых, симптомы которого также характеризуются собственными особенностями.
Однако перед этим рассмотрим общие признаки этого заболевания, проявляются они в нескольких основных областях:
Социальное взаимодействие, взаимоотношения. Симптомы аутизма проявляются в следующем:
- Серьезного типа проблемы, касающиеся невербального общения. К примеру, это может быть касаться привычки смотреть в глаза, принимать определенное положение тела или выражение лица.
- Отсутствие способности к развитию дружеских отношений со сверстниками.
- Нехватка интереса для разделения с другими людьми их увлечений, удовольствия или достижений.
- Отсутствие сопереживания. При аутизме трудно понимать, что чувствуют другие люди, чего бы это ни касалось.
Общение (вербальное, невербальное). Симптоматика аутизма сводится в этом случае к следующему:
- Больной ребенок гораздо позже учится разговаривать, а то и вовсе не приобретает этого умения. Так, не разговаривает вообще порядка 40% больных аутизмом.
- Больному трудно начинать разговор. При аутизме его также трудно и продолжать при уже состоявшемся начале.
- Речь используется стереотипно, с повторами. Больные аутизмом люди достаточно часто и с повтором используют одну фразу (что определяется как эхолалия).
- Трудности в понимании собеседников. К примеру, больные аутизмом могут не понимать того, что человек, с которым они разговаривают, использует в разговоре юмор.
Ограниченность интересов в играх и в целом в деятельности. В этом плане симптомы аутизма проявляются в следующем:
- Временами странная концентрация больного на отдельных деталях. Так, например, маленькие дети с аутизмом зачастую сосредотачивают свое внимание на деталях игрушки, а не на ней полностью (к примеру, их интересует не сама машинка, а лишь ее колеса и пр.).
- Увлечение, заключающееся в определенных темах. К примеру взрослые (как, собственно, и дети постарше) могут быть увлечены видеоиграми, номерными знаками авто или картежными играми.
- Стереотипное мышление. К примеру, хлопанье в ладоши, раскачивание тела и пр.
- Острая необходимость в определенном режиме и однообразной деятельности. К примеру, при аутизме ребенок может есть хлеб лишь до того, как съест салат и никак не наоборот. Также, например, он может до упора настаивать на том, чтобы прогулка предполагала следование лишь по строго определенному постоянному маршруту.
У большинства людей с аутизмом отмечается наличие симптоматики, имеющей сходство с дефицитом внимания в комплексе с гиперактивностью. Помимо этого, порядка 10% аутистов располагают каким-либо даром, а также способностями в тех или иных областях. В качестве последнего может выступать, например, способность к рисованию, запоминанию списков, это также могут быть музыкальные способности и т.д.
Зачастую больные аутизмом также располагают и необычным чувственным восприятием. К примеру, легкое прикосновение для них может быть болезненным, в то время как сильное сжатие – успокаивающим. В некоторых случаях боль и вовсе не ощущается. Не исключается наличие необычных увлечений, особые предпочтения (в т.ч. и в пище).
Порядка около 70% аутистов также имеет проблемы и со сном.
Симптомы раннего детского аутизма (до 2 лет)
В большинстве случаев проявления заболевания отмечаются у детей в течение уже первого года их жизни. Могут наблюдаться характерные отличия поведения больного ребенка от поведения ровесников. Отмечаются и следующие симптомы:
- Ребенок с аутизмом не смотрит на лицо родителей, в их глаза;
- Отсутствует привязанность к матери. Так, ребенок не плачет, как другие дети, когда она куда-то уходит, он ей не улыбается и не тянется на ручки;
- Ребенок крайне редко улыбается;
- Отмечается задержка в развитии речи. Так, к 12 месяцам ребенок не гулит, не использует простейших слов к возрасту 16 месяцев, к возрасту 24 месяцев не воспроизводит простых фраз;
- Отмечается агрессивность ребенка в отношении других детей, он не стремится к общению с ними и к общим играм;
- Больной ребенок отдает предпочтение в игре лишь одной игрушке (либо отдельной ее части), интерес к остальным игрушкам отсутствует;
- Возможно неадекватное реагирование ребенка на раздражители, для других незначительные (свет, приглушенные звуки и пр.), помимо этого он может испытывать страх из-за них.
Между тем важно заметить, что такие симптомы вовсе не являются исключительными показателями актуальности аутизма, хотя и требуют определенного беспокойства. А потому избегание ребенком общества, его молчаливость, погруженность в себя – все эти проявления необходимо обсудить с педиатром.
Детский аутизм: симптомы заболевания в возрасте от 2 до 11 лет
Дети с аутизмом в этом возрасте все также испытывают актуальную для предыдущего периода симптоматику. Ребенок на собственное имя не отзывается, в глаза не смотрит, любит находиться в одиночества, отсутствует интерес к другим детям. Помимо этого отмечаются и другие характерные симптомы заболевания:
- Ребенок знает лишь несколько слов, может вообще не разговаривать.
- Возможно постоянное повторение ребенком одного и того же слова, беседу он не поддерживает.
- Возможно, опять же, повторение однотипных действий (своеобразных ритуалов), при смене привычной для себя обстановки у него возникает сильное беспокойство.
- В основном своем большинстве дети с аутизмом с большими усилиями приобретают навыки, для них новые, в школьном возрасте у них отсутствует способность к чтению или к письму.
- У некоторых детей развивается интерес к определенному типу деятельности, к примеру, к математике, к музыке, рисованию и т.д.
Симптомы аутизма после 11-летнего возраста
К возрасту 11-12 лет дети с аутизмом, как правило, осваивают элементарно необходимые в общении с окружающими навыки, однако и в этом случае одиночество для них является наиболее предпочтительным, потребность в общении отсутствует.
В период полового развития ребенку сложнее, чем другим подросткам. Возможна агрессивность, возникающая в отношении окружения, нередки депрессии, тревожные расстройства, эпилептические припадки.
Аутизм у взрослых
У взрослых признаки аутизма проявляются в зависимости от того, как тяжело в целом протекает это заболевание. В числе основных симптомов можно выделить следующие:
- Скудность жестикуляции, мимики;
- Отсутствие понимания элементарных принятых в общении правил. Аутист может слишком пристально смотреть в глаза или, наоборот, избегать зрительного контакта с собеседником. Он может слишком близко подходить или, наоборот, чрезмерно отдаляться, слишком тихо разговаривать или, наоборот, делать это слишком громко и пр.
- Отсутствие осознания аутистом особенностей своего поведения (что он может этим причинить вред или обидеть и пр.).
- Отсутствие понимания эмоций, чувств, намерений других людей.
- Способность к построению дружеских или романтических отношений практически невозможна.
- Трудности в обращении к кому-либо (первым).
- Скудность словарного запаса, частое повторение одних и тех же фраз, слов.
- Отсутствие интонаций в речи, сходство особенностей речи аутиста с речью робота.
- Спокойствие и уверенность в привычной и рутинной обстановке, чрезмерное переживание из-за перемен в ней и в жизни в целом.
- Наличие серьезной привязанности в отношении определенных предметов, привычек, мест. Сильный испуг при переменах.
Течение аутизма в легкой форме указывает на возможность человека в 20-25-летнем возрасте жить отдельно от родителей, в определенной независимости. В частности такая возможность открывается в случае достаточной развитости умственных способностей аутиста и сформировавшихся навыков общения с окружением. Частичная независимость отмечается в каждом третьем случае.
Более тяжелое течение заболевания требует постоянного присмотра за больным аутизмом с окружающими, в особенности, если разговаривать он не умеет и его интеллект определяется ниже среднего.
Диагностирование аутизма
Наличие настораживающей симптоматики требует обращения к лечащему врачу, после чего, как правило, собирается врачебная комиссия. В ее состав входят лечащий врач, психолог/психиатр, невролог, а также другие специалисты.
Помимо этого в составе комиссии могут присутствовать родители, воспитатель или учителя ребенка – информация с их стороны позволяет более точно определить состояние ребенка исходя из наличия различных точек наблюдения перечисленных лиц.
Диагностика аутизма определяет необходимость в определении важных особенностей, отличающих это заболевание от заболеваний типа ДЦП и заболеваний генетических, сопровождающихся с умственной отсталостью и пр.
Лечение аутизма
Методы лечения этого заболевания, к сожалению, отсутствуют, потому утверждать что-либо о полном выздоровлении ребенка или взрослого невозможно. Между тем, существует и целый ряд методик, с чьей помощью люди с аутизмом могут не только жить самостоятельно, но и общаться со своим окружением.
Примечательно, что чем раньше родители смогли определить аутизм у ребенка, и чем раньше, соответственно, началось лечение существующими методиками, тем лучше для него последующий прогноз, тем выше его шансы на полноценную жизнь в обществе.
Примечательно, что некоторые родители больных аутизмом детей придерживаются идеи о том, что диета при аутизме может благоприятно повлиять на основные симптомы аутизма.
Основой для этого служит предположение о том, что кишечник больных аутизмом не способен к усвоению таких белков как глютен и казеин.
В результате этого при исключении продуктов с этими белками ребенок, якобы, будет вылечен от аутизма.
Ученые же опровергли эту идею, указывая на нормальное пищеварение больных аутизмом, на основании чего безглютеиновая диета ничего не даст таким детям, соответственно, не приводя ни к улучшению состояния, ни к излечению.
Следует учитывать, что нередко в детском возрасте отмечается ремиссия заболевания, за счет которой производится снятие аутизма как диагноза с отнесением его к расстройствам аутистического спектра.
Зачастую это происходит, опять же, при применении интенсивной терапии.
В целом на данный момент точных цифр в определении выздоровления указать не предоставляется возможным, неотобранные выборки по детям с излечением от этого расстройства располагают показателями на этот счет в пределах 3-25%.
В случае появления симптомов, сходных с симптомами аутизма, необходимо обратиться к педиатру.